Кому выгодна адвокатская монополия?

Государственная программа повышения уровня защиты интересов, реализации прав граждан Российской федерации, представленная Министерством юстиции, одобрена правительством. Реформы затронули аспекты правового законодательства относительно изменений нормативно-правовых актов, механизма регулирования институтов органами судебной власти. Федеральная палата адвокатов с 2000 года выступает о внесении изменений в сферу оказания юридических услуг. Данная инициатива не была удостоена внимания, однако в 2014 году в программу «Юстиция», анонсирована и принята новая концепция регламентирования рынка профессиональной юридической помощи.

Конституционный барьер

Ведущий замысел предусматривает постепенный переход к абсолютному преобладанию адвокатской деятельности, как единому статусу для всех исполнителей законодательной власти. Такие нововведения ограничивают доступ представителям, не обладающих достаточным опытом, к участию в судебных делах. От предполагаемой локализации плана развития регулирования юридической деятельности на уровне государства могут пострадать социально незащищенные слои населения, консалтинговые компании. Дилемма в том, останется ли в выигрыше юридическое общество? Преобразование функциональных основ затронут организационно-правовые аспекты и, непосредственно, самих адвокатов.

На данный момент, если совершеннолетний гражданин, документально подтвердил свою дееспособность, он может защищать свои интересы или доверителя в суде. Следствие такой тенденции – оказание неквалифицированной помощи, предоставления некачественных консультационных услуг. Правительство РФ, считает, что утверждение госпрограммы — оптимальное решения для обеспечения безопасности граждан от недобросовестных правовых советников. Нормы концепции не распространяются на юрисконсультантов, задействованных на учреждениях и предприятиях, нотариусов, служащих муниципальных органов. Для выполнения своих обязанностей им не требуется дополнительное разрешение.

Перспективные цели государственной программы

Рынок юридических услуг диктует необходимые меры государственного регулирования допуска к профессии. Действительно ли, такие нововведения открывают большие перспективы «светлого будущего» перед адвокатскими представителями? Преимущества административно-принудительного механизма представлены в следующих аспектах:

  • подтвержденный профессионализм представителя, лицензирование правовых услуг — гарант высокого качества защиты интерес граждан;
  • «естественный отбор» сократит количество дилетантов, которые не могут обеспечить своих клиентов квалифицированной юридической помощью;
  • устранение коррупции при входе в профессию, создание здоровой конкуренции;
  • скорость принятия положительного решения, что обусловлено качеством и оперативностью подготовки материала, корректным изложением позиции заявителя, отсутствием необходимости организации дополнительных судебных заседаний.

Результатом адвокатской монополии будет искусственный рост цен на услуги юристов. Специалисты, которые соответствуют критериям отбора, будут зачислены в члены адвокатуры, соответственно, возрастет конкуренция, которая всегда «на руку» потребителю. Повышение стоимости юридических манипуляций происходит за счет вытеснения с рынка слабых, непрофессиональных игроков. Демпинговые предложения останутся актуальными для граждан с низким уровнем дохода.

Ложка дегтя в бочке меда

Тот факт, что выполнение адвокатских манипуляций предусматривает ограничения в использовании рыночных механизмов для прогрессирования юридических услуг, тормозит переаккредитацию. Получив статус «адвоката», гражданин лишаетесь прав на ведение предпринимательской деятельности, быть акционером коммерческой организации. Получается, если вы решили пополнить ряды адвокатов, то ставите себя в менее выгодное экономическое положение. Проект объединения различных групп субъектов в единую корпорацию имеет свои недостатки:

  • разовый взнос на нужды Адвокатской палаты варьируется до 40 тыс рублей для присвоения статуса адвоката, 15 тыс рублей – для стажера правового защитника;
  • ежемесячный повышенный процент взноса в систему налогообложения, дополнительные отчисления в коллегию адвокатов;
  • реформирование наложит негативный отпечаток на деятельность правозащитных институтов, специализирующихся на предоставление бесплатной помощи социально незащищенным слоям населения;
  • нарушение прав потребителей на пользование услугами доверенного лица, в случае не присвоения последнему статуса адвоката во время квалификационного экзамена;
  • риск для предпринимателей потерять часть сотрудников;
  • частичное финансирование из казны. Интересы подсудимого или обвиняемого уполномочен представлять только адвокат, вне зависимости от материального благополучия клиента, поэтому юридические услуги должны субсидироваться государством.

Трудно предвидеть результаты попытки провести стандартизацию на рынке юридической поддержки. Для достижения поставленных целей понадобятся немалые временные затраты, трудовые ресурсы, однако, постепенная реализация намеченных нововведений поможет создать единый профессиональный механизм саморегулирования.

Особенности концепции

2017 годы будет переломным, т.к. с этого момента оказывать юридическую помощь смогут деятели, которые получили удовлетворительные критерии оценки при сдаче экзамена, удостоены статуса адвоката. В распоряжении частнопрактикующих юрисконсультантов полгода для прохождения квалифицированного тестирования. На рассмотрение вынесено предложение, что специалисты с пятилетним стажем и выше в юридической области подвергнуться упрощенной схеме аккредитации.

Капитальные изменения проявятся в реорганизации юридических компаний в адвокатские сообщества, где порядок взаимоотношений ассоциированных участников будет регламентироваться трудовым контрактом. Чтобы выйти на европейский уровень качества юридических услуг, субъекты адвокатской деятельности обязаны усовершенствовать профессиональные знания, повышать квалификацию. Модификации коснутся и социального закрепления гарантий за представителями на легальном уровне.

Таким образом, адвокатское сообщество, вытеснит прочие юридически специальности, чтобы полностью завладеть сегментом потребителей. Клиентской базой будет обеспечен каждый правовой деятель, даже не совсем компетентный, снизив ценовой диапазон услуг.

Мнение о пользе концепции двояко. Рынок не понесет существенных изменений, количество профессиональных юристов не уменьшится. Каждый юрисконсульт будет руководствоваться личными приоритетами, готовностью пожертвовать привилегиями свободы ради адвокатской деятельности или развивать юридический бизнес. Единогласное мнение в том, что реформирование института обернется неблагоприятными условиями для людей с ограниченными финансовыми возможностями.

Задайте вопрос